Очерки и рассказы о писателях, чья жизнь и творчество тесно связаны со Ставропольем.

Андрианова Галина Прокопьевна.

Андрианова Галина Прокопьевна.

ЭТА СВЕТЛАЯ ДОРОГА

Андрианова Галина Прокопьевна

Бывали ли вы в тайге, слушали, как шумят вековые кедры? Коли нет, вам помогут живо ее представить хотя бы следующие строки: «Проснулась тайга-хозяйка. Тряхнула зеленое покрывало— прогнала туман.

Вздохнул и пробудился ветерок — мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молоденькой осинки, запутался в густых колючках старой ели, рассердился, ухнул в вышине и умчался по своим делам. Возмущенная осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала листками.

Оборванный лист плавно кружился в воздухе, все не решаясь опуститься на землю.

Елочки чинно выстроились вдоль опушки, стоят умытые, нарядные, в лужицы смотрятся. Солнечными брызгами цветут огоньки в траве, изумленно раскрыты глаза незабудок. У нас говорят: кто сорвал незабудку—сибирекий цветок, никогда не забудет дорогу домой».

Эти наполненные любовью к родной природе и поэзией строки взяты из цикла маленьких повестей и рассказов ставропольской писательницы Галины Андриановой, опубликованных в сборнике «Наедине с собой».

Герои рассказов Галины Андриановой—дети; они спрашивают о смысле жизни, о счастье у земли, у неба, у ветра и цветка: зачем все так устроено, зачем человек живет, и почему он такой? Писательница вводит своего читателя в мир таинственный и прекрасный, в мир первозданной и дикой природы. Читатель вместе с автором побывает и в тайге, и в голодной степи — «веснами она розовеет тюльпанами сквозь кисею утренних туманов».

И гнев, и горе, и счастье человеческое она пытается показать через природу, потому что не мыслит существования человека вне жизни природы, но уже понятно, что писательница отвергает идиллическое любование природой: ее герой — человек активной жизненной позиции.

Писательница выбрала для повести «Наедине с собой», давшей название всей книге, дневниковый, так сказать, «исповедальный» жанр, но весь дневник-свидетельство жизни полнокровной, .духовно насыщенной, граждански активной. И безупречно честной, честной до последней мелочи.

Само настроение, с которым молодая учительница вступает в свой первый учебный год, не обещает ей спокойной, безмятежной жизни. «Через три дня начинаются занятия в школе, и нет ни рецептов, ни норм, ни методических указаний, как человеку стать уважаемым. и любимым». Нет у Нины Александровны ни опыта, ни практических навыков, но это дело наживное, зато есть у нее тонкое чутье педагога, и она понимает, что, только став уважаемой и любимой учениками, она сможет свои лучшие идеалы воплотить в них, сделать изучение своего предмета не только необходимым, но и увлекательным делом. И понимает, что уважение, гарантированное самим положением учителя, и настоящее, заслуженное уважение — вещи разные.

У Галины Андриановой особое чутье на остросовременные проблемы, она чутко реагирует на любое изменение нравственного климата современ- ного общества. И совсем не случайно писательница обратилась к школьной тематике. Школа — это будущее нашего общества, там закладываются основы и добра и зла.

Во второй части «Дневников учительницы», названной очень конкретно—«Парень с улицы», писательница убедительно показывает, к чему приводят просчеты, допущенные учителями и родителями в самом .начале формирования характера и мировоззрения ребенка. Время идет, он вырастает и становится «трудным» подростком. И теперь уже для того, чтобы сделать его полноправным и достойным членом общества, требуются усилия не только школы, но и милиции и различных общественных организаций.

Случайный спор Нины Александровны с преподавателем русского языка Татьяной Алексеевной о том, нужно ли, чтобы школьники любили своего учителя, выходит за рамки личного конфликта и становится основной проблемой повести. Вот в чем суть этого спора:

«Мне безразлично, любят меня в седьмом «А» или в шестом «Б»! Мне важно, как они написали последний диктант. Да это и противоестественно: вы требуете, заставляете, ставите «двойки», оставляете на второй год, а они будут вас любить? За что? И чем требовательнее учитель,«чем он строже, тем меньше надежд, что его будут любить ученики...»— это высказывает Татьяна Алексеевна. А вот что отвечает ей Нина Александровна:

— Его будут.любить за то же самое, за что люди вообще ценят друг-друга: за справедливость, честность, мужество. Взрослые люди с нежностью вспоминают своих любимых учителей...»

В конечном итоге жизнь доказала, что правда на стороне молодой учительницы, а рассуждения о том, что учителю достаточно знать свой предмет, 'а чувства к ученикам только мешают объективности — не более как ханжество, попытка оправдать перед самим собой и другими свое безразличие к детям. Безразличие, которое ту же Татьяну Алексеевну толкает на прямое очковтирательство.

Так же, как и директора школы Лидию Ивановну, для которой главное — «средний процент успеваемости». Конфликт между нею и Ниной Александровной, которая радуется, что Толя Балашов начал делать в трудном диктанте не сорок, а шесть ошибок, неизбежен. Шесть ошибок — это все равно «двойка». Но эта «все равно «двойка» для молодой учительницы дороже «пятерки». Она сама убедилась, что может учить, поверила в свои силы. Но для Лидии Ивановны это обстоятельство не имеет ни малейшего значения: «В табели можете выставить все двойки, а в отчет — не более семи». Молодая учительница отказывается выполнить требование директора. И вот тут начинают «брать на излом» ее характер, ее волю, ее принципиальность.

Для начала она получает выговор «за грубость и нетактичность поведения с администрацией. За1’ тем на педсовете ей приходится выдержать атаку посерьезнее, вплоть до обвинения в политической близорукости. «Педагогические коллективы многих школ откликнулись на призывы партии новыми трудовыми успехами и работают без второгодников, а у нас некоторые товарищи не понимают духа времени и того, что каждый второгодник — брак в работе!» заявляет учительница истории Мария Николаевна.

«— Разве можно сложить вместе знания пятерочника Валерия Обухова и двоечника Толи Балашова и поделить их пополам, чтобы получить пол* ноценного троечника? Средний процент есть, успеваемость есть, а отличник Обухов остался со своими знаниями, а двоечник Балашов без всяких знаний родного, великого и могучего русского языка!» — возмущенно произносит на педсовете Нина Александровна. И ее поддерживает большинство учителей. В жизни, может быть, и не всегда так заканчиваются педсоветы, но в повести Галины Андриановой правда жизни. В конечном счете правда побеждает — это закон жизни.

- Главной особенностью прозы Галины Андриановой является глубокая эмоциональная наполненность. Она во всем: в жизнелюбивом, творческом характере героев, в их бескомпромиссности, в стремлении к истине и готовности бороться за нее, в их человечности и настоящей любви к детям.

Именно эта умная доброта помогает Нине Александровне в ее работе с «трудными» подростками, ожесточившимися против равнодушия, ханжества, лицемерия и лжи, с которыми их столкнула жизнь. А рядом вовремя не оказалось умного и чуткого наставника, который помог бы во всем разобраться и поверить в людей.

Кроме «Дневников учительницы», в книгу Галины Андриановой вошли маленькие повести и рассказы. Темы их разные, но, о чем и о ком бы ни писала Галина Андрианова, ее герои — люди чистой души, высоких помыслов, люди честные и принципиальные.

И как высокая награда за нелегкий писательский труд приходят письма читателей.

«С большим вниманием я читала «Дневники учительницы»,— пишет преподавательница одной из школ Шпаковского района.— Многие образы, кажется, взяты из школ нашего района (хотя бы директор школы Лидия Ивановна). Сколько таких, кому дорого «каждое пятнышко на сукне стола президиума»; такие, как Лидия Ивановна, больше всего боятся, что о них плохо подумает районное начальство, они преданы лицам, а не делу, для них важнее внешняя сторона, для них главное — создать впечатление. Поменьше бы в школы таких директоров,-побольше — таких учителей, как Нина Александровна, думающих, верящих в добро, вселяющих веру в неокрепшие души детей.

Книга «Наедине с собой» в целом будет полез’-; на всем учителям, особенно начинающим, я верю, что она займет свое место в личной библиотеке каждого из них и в школьной...»

Письма — откровения, письма — благодарности...

Что может быть дороже их в писательской почте?

Письма — наставления... В книге «Наедине с собой» достаточно смело и по существу затрагивается ряд важнейших проблем, связанных с воспитанием советского человека. «С автором солидарен,— пишет учитель-пенсионер из поселка Искра Буденновского района Терещенко Александр Филиппович.—Например: «Самое трудное для человека— быть самим собой, говорить, что думаешь, и делать, что говоришь». Или вот: «Це оскудеет ли человеческая душа от ласки и опеки? Нет у меня раздумий — не оскудеет!» А вот еще: «Неужели, поступая против совести и чести, искусственно завышая «процент», мы в действительности добиваемся успехов?» Дополню. Процентомания не только унижает учителя, но и калечит его'психику, а стало быть, калечит и психику детей. Процентомания работает ,в направлении лозунга многоликого изворотливого мещанина — «не быть', а казаться».

Во многих письмах читатели интересуются биографией писательницы.

Галина Прокопьевна Андрианова закончила техникум железнодорожного транспорта на небольшой сибирской станции Тайга, получила специальность техника-механика и одиннадцать лет работала в локомотивных депо Казахской железной дороги. Работа трудная, ответственная: как говорится, «не женская». Не эта ли работа в трудовом коллективе железнодорожников воспитала в ней смелость и прямоту суждений, мужество и решительность, деловитость и напористую принципиальность?

Начинала она с очерков и рассказов о своих товарищах по профессии, материалы молодого литератора охотно печатали рабочие газеты: «Гудок Красновосточника», «Угольная магистраль», «Джезказганский рабочий», «Гудок» и другие.

Шло время, накапливался жизненный и литературный опыт, воплотить его в очерке было уже невозможно. Галина Андрианова поступает на заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького.

Ее дипломную работу, повесть «Мы — машинисты», анализировал писатель Алексей Карцев. Он писал: «Автор хорошо знает дюдей, о которых пишет, и поэтому не нуждается в выдумкак, способных хоть чем-то «заменить» в глазах читателя и фактическую и художественную достоверность изображаемого.

Комсомольцы, герои повести «Мы — машинисты»,— это ребята с разными характерами: вся эта молодежь отнюдь не выдает себя за людей окончательно взрослых и солидных, до конца определившихся; нет такой тенденции и у автора, может быть, именно из-за этого читаешь повесть легко, с ощущением какой-то непринужденности своего читательского отношения к тревогам и радостям ребят, их веселой напористой стремительности в жизни, в работе, в быту...»

Вот мы и подошли к главному в творчестве Галины Андриановой: ее кредо — не просто труд и мастерство, но и активное вмешательство в жизнь.

Роман «Полынь и мед» охватывает события более чем тридцати лет, от дореволюционного времени до середины пятидесятых годов. В центре романа судьбы трех женщин, точнее, трех поколений женщин. Каждая из них интересна по-своему. И безграмотная Акулина Ивановна, для которой мир ограничен кругом ее семьи, и дочь Мария — простая рабочая девчонка, которая в годы революции становится участницей драматических событий гражданской войны.

Мария могла быть верной женой и хорошей матерью. В ее характере с детства была заложена доброта, внимание к людям, но судьба распорядилась иначе. Она встретилась с профессиональной революционеркой Натальей Костюковской, и жизнь ее круто изменилась. Выполнив первое поручение, она стала разведчицей, партизанской связно^, сестрой милосердия, а главное —она стала сознательным борцом за дело революции. При помощи чешского коммуниста-подполыцика Шгепана Пут- лика она раздобыла сведения о «Золотом поезде», в котором колчаковцы пытались увезти весь золотой запас России. Благодаря ее усилиям и усилиям многих отважных патриотов своей Родины партизаны смогли перехватить этот поезд и не допустить, чтобы золото ушло за границу.

И не случайно в романе читаем строки:

«Жизнь человеческая словно родник: пробьется из земли еле заметной струйкой слабый маленький родничок и тихо, чисто дышит, как новорожденный младенец, и, как пульс, шевелит песчинки и водную гладь. Нальется колдобина до краев, потечет ручей малой струйкой все вниз, вниз, к другим ручьям, другим потокам. Набирая силу, сливается с другими ручьями, другими потоками и вот уже вымывает корни трав и кустарников, сдвигает камни, ломает деревья на своем пути, размывает горы — созидает, мостит ложе будущей реки.

Многоводный поток выбивается из стремнины в широкую долину и разливается спокойным ясным зеркалом плеса, заводи и водной глади реки. И живет, созидая ежесекундно, ежечасно. И от того, , где пройдет поток, какие руды, пласты земли встретит на своем пути, и будет его вода то синей, то желтой, мутной или черной.

Недаром на всех языках всех народов есть и Белая река, и Желтая река, и Черная речка, и Плохая вода, и Хорошая вода, и Гнилое озеро, и Мертвое море. Так и человек: добрый — злой, чего в нем больше — света или черноты...»

Прототипом одной из героинь романа является профессиональная революционерка, соратница Владимира Ильича Ленина Мария Костеловская, направленная по личному его распоряжению начальником Политотдела 2-й армии Восточного фронта. Имеет своего прототипа и главный герой романа Арсений Козлов, бывший командир Красной Армии, чекист.

Арсений Козлов погиб за советскую власть, во имя торжества революции, за счастье простых людей: «...попала бандитская пуля в грудь борца за новую жизнь и упал боевой командир, и заплакала земля по хорошему человеку.

Плакали росы поутру, голосила осиротевшая кукушка. Арсения везли домой на телеге, накрытой кумачом.

Из окрестных сел выходили люди на дорогу, чтобы проводить скорбный отряд конников, ведших коней в поводу, а следом шел тяжело груженный красный обоз с хлебом для голодающих рабочих Москвы и Петрограда».

Дочь Марии Наталья — журналистка. Ее судьбой и завершается роман. Детство ее, согретое любовью близких, прошло в Сибири. И уже-будучи взрослой, в самые трудные минуты жизни, она мысленным взором обращается к прошлому.

«Торопится Наташа с водой, несет осторожно, чтобы не пролить, не расплескать. Вяжет ноги осока, с хрустом ломаются листья сочного папоротника, дурманно пахнет болиголов да малинник, но нет таинственнее, нет чудесцее запаха прели и смородинного листа. Только притронешься сорвать две-три ягоды, а рука целый день хранит это прикосновение и эту память о зеленом полумраке водянистых цветов и трав болотистой низины.

Любили хуторяне светлую ключевую воду, и сами были светлыми в веселую сенокосную пору, и такими остались и живут в памяти Наташи. И загорелый светловолосый отец со шрамами на груди, и мать, уложившая черные косы в тугой узел под красной косынкой.

Необыкновенно шел матери красный цвет, и красную косынку работницы-пролетарки она носила со вкусом и любовью, украшаясь ею и в будни и в праздники.

Родители свято чтили все, связанное с революцией: беззаветное мужество борцов и память о погибших товарищах. Превыше всего они ценили в людях преданность делу революции и личную порядочность и честность».

В чем же основное достоинство новой книги Галины Андриановой? Безусловно, от - книги к книге растет мастерство писательницы, и роман «Полынь и мед» не имеет ничего общего с первой повестью «Человек учится ходить», но и все же главное достоинство романа не только в возросшем уровне мастерства. Автору удалось показать процесс становления нового типа женщины, нашей современницы, равноправной, образованной, свободной от предрассудков, активно строящей новое коммунистическое общество. Нелегок этот процесс, так ведь даром ничего не дается. Не случайно и роман назван так: «Полынь и мед». Может быть, «полыни» героиням достается даже больше, чем «меда», но это жизнь, жизнь, со всеми ее противоречиями, тяготами, огорчениями и радостями. Андрианова далека от того, чтобьц приукрашивать ее, смягчать сложные вопросы и обходить острые углы.

Если первую книгу романа «Полынь и мед» ха-, рактеризует событийное, приключенческое развитие событий гражданской войны, то вторая книга полностью посвящена производственной тематике. В ее основу легли и факты биографии самой писательницы, и жизненные наблюдения.

Работа писателя —это его книги, и читатель ждет их, но только в том случае, если они написаны честно. Галина Андрианова обладает этим даром, требующим не только досконального знания жизни, но и немалого гражданского мужества, ибо книга писателя — это тоже бой, бой с мещанством, косностью, рутиной, лицемерием. На рабочем столе писательницы — новые рукописи, а впереди — новые книги.

В. Колесников.