Очерки и рассказы о писателях, чья жизнь и творчество тесно связаны со Ставропольем.

Батурина Татьяна Петровна.

Батурина Татьяна Петровна.

ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ

Батурина Татьяна Петровна

Литературно - художественная критика! Люди, к которым она имеет непосредственное отношение, говорят о ней по- разному. Но один пункт в оценке литературнохудожественной критики не вызывает разногласий. Все знают, что она очень трудное дело. Она соприкасается с деятельностью людей повышенной впечатлительности. Между тем не каждому дана такая нравственная стойкость, чтобы недовольству оценкой не переносить на личные отношения, а сделать из критики необходимые полезные выводы.

Т. П. Батурина избрала для себя именно этот трудный путь — путь критика. Думается, что главную роль тут сыграло призвание. Труд по душе, каким бы он ни был тяжелым, всегда приятен и всегда дает эффективные результаты. Многолетняя работа Т. П. Батуриной в критике убедительно это доказывает.

Она принадлежит к тому счастливому роду людей, у которых осознанное отношение к жизни и труду начинает формироваться с ранних лет. В школе любимым предметом становится литература. Поступление в университет совпало с окончанием войны. И дело сложилось так, что в Московском университете имени М. В. Ломоносова пришлось обучаться вместе с тем героическим поколением, которое, утвердив своим мужеством победу над фашизмом, снова село на студенческую скамью. Это поколение внесло в атмосферу университетской жизни собранность, деловитость, сосредоточенность. И надо сказать, что Татьяна Батурина ни в чем не отставала от этого фрахтового поколения молодежи. Она вышла в число лучших и по учебе и по общественной работе. Стала получать стипендию имени В. Маяковского. Товарищи по учебе избрали ее членом факультетского бюро ВЛКСМ. Ее аналитический ум, склонность к исследованиям в области литературной науки обратили на себя внимание преподавательского коллектива, и логическим результатом явилось оставление Т. П. Батуриной в университете на кафедре Советской литературы для продолжения образования в аспирантуре. Аспирантура затем была успешно завершена защитой диссертации па степень кандидата филологических наук. В выборе темы кандидатской диссертации, как и в ее решении, проявились темперамент, целеустремленность, высокий вкус исследователя. Первая научная работа была посвящена любимому писателю М. Горькому, творчество которого впоследствии станет предметом многочисленных работ Т. П. Батуриной.

И вот за плечами, уже многие годы работы, работы разнообразной и многогранной. Т. П. Батурина ведет научно-преподавательскую работу и вскоре получает звание доцента кафедры литературы Ставропольского педагогического института, она активно включается в литературную жизнь края и вскоре становится членом Союза писателей СССР. Она не ограничивается служебными обязанностями и ведет активную общественную работу, являясь в разное время членом редколлегии альманаха «Ставрополье», бюро писательской организации. Ее избирают в комиссию по критике Союза писателей РСФСР. Товарищи по работе избирают ее членом партийного бюро исторнко-филологического факультета.

Она непременный и активный участник многих совещаний по вопросам критики, созываемых правлением Союза писателей РСФСР. Ее сообщения на этих совещаниях носят всегда актуальный характер, всегда связаны с существенными проблемами развития нашей советской литературы, как это было и на последнем критическом совещании в Москве, где решался вопрос о повседневной помощи молодым в свете постановления ЦК КПСС о работе с творческой молодежью.

Т. П. Батурина — неутомимый пропагандист советской литературы. Ее с равным интересом слушают рабочие, колхозники, партийные и советские работники, творческая интеллигенция, потому что докладчик всегда в курсе самых последних достижений советской литературы, умеет доходчиво и убедительно раскрыть сущность нашей литературы, живущей высокими коммунистическими идеалами.

Т. П. Батурина опубликовала большое количество статей в местной печати, в журналах «Дон», «Молодая гвардия» и других изданиях.

Что характерно для критических работ Батуриной? Прежде всего, умение дать оценку творческой деятельности того или иного писателя или книги с позиции социалистического реализма, не привнося в оценку личностного, субъективного, вкусового начала. Статьи ее объективны и благожелательны, хотя нередко и очень строги. В конечном счете это не просто оценки, а совершенно очевидное стремление критика помочь автору в поисках темы, героя, стиля, языка.

Статьи Батуриной нередко носят острополемический характер, они, как правило, выражают нетерпимое отношение к всякого рода отступлениям от столбовой дороги развития советской литературы и в этом смысле носят всегда боевой, наступательный, актуальный характер.

В писательской организации края почти нет ни одного члена Союза, о ком бы она не сказала свое доброе слово, не протянула руку помощи, особенно тем, кто начинал или начинает свою литературную жизнь. В критических статьях о писателях Ставрополья у нее нет «местнического» подхода. Ее статьи о ставропольских авторах — это всегда очень серьезный разговор без скидок на периферийность. Наоборот, в качестве главного ориентира выдвигается мысль о высоком мастерстве, путем овладения которым идет вся советская литература, а стало быть, обязан идти и каждый писатель, вне зависимости от того, какое место нашей страны является местом его жительства.

Но критическая деятельность Т. П. Батурной не замыкается рамками литературы Ставрополья.

Ею написаны интересные статьи о М. Горьком, В. Маяковском, А. Блоке, С. Есенине, М. Шолохове, Л. Леонове, В. Липатове, А. Бибике и многих других советских писателях. Эти статьи являются вкладом в советское литературоведение.

С наибольшей силой критическое дарование Т. П. Батуриной проявилось в ее книгах. Первая ее книга — «Вторая встреча с Кавказом». Казалось бы, что тема книги носит совершенно конкретный, «местный» характер: рассказы М. Горького о Кавказе. Исследователю предстояло, как будто, остановиться на рассказах с кавказской тематикой, написанных М. Горьким во время пребывания его в Италии (1906—1913 гг.). На самом же деле работа приобрела более значительные, более широкие масштабы. Т. П. Батурина показала, что в этих рассказах М. Горький проявился как большой художник слова, мыслитель, революционер. Рассказы о Кавказе у писателя служили большой задаче, которая диктовалась вновь готовящейся революцией. М. Горький, выступивший в романе- «Мать» как писатель рабочего класса, основоположник социалистического реализма, остается верным своему социально-художественному призванию и в этих рассказах. Как свидетельствует исследователь, «с восхищением писал он о том, как социальные идеи распрямляют душу маленького человека-труженика». Он знал, что «превратить народ в слепую, механическую силу так же невозможно, как обратить в кучу глины гранитные горы Кавказа. Духовная жизнь в нем растет, ширится, и близится час его социального торжества».

Так локальная тема «Горький и Кавказ» превращается в исследовании Батуриной в большую тему об участии Горького с помощью яркого художественного слова в подготовке трудящихся к активной борьбе против господства буржуазии.

Третья книга Батуриной «И сердце и интеллект» писалась и вышла из печати в ту пору, когда велись споры о том, каким должен быть герой нашей советской литературы. Казалось бы, такие писатели, как М. Шолохов, А. Фадеев, А. Серафимович, Л. Леонов, К. Федин, с исчерпывающей полнотой своей художественной практикой ответили на этот вопрос. Между тем такие споры были, и они обнаружили довольно противоречивое толкование проблемы. Были критики, которые утверждали, что герой 60-х годов — это прежде всего человек сугубо практического интеллекта. Что касается эмоций, чувств, то они противопоказаны этому человеку, ибо они ничего не могут прибавить к практической деятельности человека, а скорее могут повредить ей. Были попытки обосновать эту точку зрения ссылкой на научно-техническую революцию. Сейчас узость этого взгляда преодолена. Не случайно на XXV съезде партии в докладе Л. И. Брежнева отмечалось, что одной из существенных сторон нашей литературы стала «тема морали, нравственных исканий». «Заслуга наших писателей и художников,— говорил Л. И. Брежнев,— в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувств, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности».

И сердце и интеллект в жизни героя советской литературы играют главную роль. «Истинная человечность,— пишет в своей книге Т. П. Батурина,— вмещает в себя ш интеллект и доброе, человеческое сердце, но она невозможна без гражданского отношения к жизни. Человек лишь тогда становится Человеком, когда он гражданин. Само понятие гражданственности становится шире, значительнее, включая в себя ответственность каждого не только за отдельные факты действительности, но и за само движение жизни, истории, включая в себя и гуманность и интеллектуальность».

Появление книги Т. П. Батуриной «Факел в сердце» связано с выходом постановления ЦК КПСС о литературно-художественной критике. В нем подчеркивалось, что долг критики — глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии. Центральный Комитет КПСС своим постановлением перед критиками и литературоведами ставил совершенно конкретную задачу —вносить свой вклад в разработку теоретических проблем социалистического реализма.

В книге «Факел в сердце» с неопровержимой убедительностью показано, что самый верный путь к вершинам художественного творчества ведет метод социалистического реализма. В книге на примере развития всей литературы с глубоким методологическим обоснованием показана закономерность движения литературы к методу социалистического реализма. Т. П. Батурина ниспровергает ложное толкование народности, она убедительно показывает незыблемость связи между народностью и партийностью литературы, связи, обоснованной В. И. Лениным в работе «Партийная организация и партийная литература».

Книга популярна потому, что глубокие идеи, изложенные в ней, доступны и понятны каждому читающему.

Известно, что книга «Факел в сердце» получила достойную оценку. Вскоре после выхода постановления ЦК КПСС о литературно-художественной критике Союз писателей СССР и Главкомиздат СССР объявили конкурс на лучшую научно-популярную книгу о социалистическом реализме. Т. П. Батурина участвовала в этом конкурсе, и ее книга «Факел в сердце» получила самую высокую премию.

Скажем, кстати, что сама Батурина положила немало усилий на воспитание молодых критических кадров.

Есть у Т. П. Батуриной книга, которая характеризует ее как публициста. Книга называется «Останови мгновение». Это книга о воспитании красотой. Написана она увлеченно. Пожалуй, именно это слово наиболее полно передает сущность книги. В ней последовательно развивается мысль о том, что красота, и в частности, красота, творимая людьми,— красота искусства, принадлежит к числу тех сил, которые создают нравственный облик человека.

Последняя книга Т. П. Батуриной, вышедшая в 1979 году, называется «Приглашение на стеклянную гору». Она почти полностью посвящена анализу творческой деятельности писателей, живущих в Ставропольском крае. Хочется отметить, что в книге собраны статьи, представляющие при условии их критический направленности, особый род литературного творчества. Они написаны живо, увлекательно, они нередко сюжетны и приближаются в этом плане к новеллической форме анализа художественной практики писателя. Их легко и интересно читать.

Что касается оценок, выносимых критиком писателям, то они доброжелательны и в то же время бескомпромиссны. Они естественно рождаются из доброго желания автора видеть писателя в постоянном движении к совершенствованию, от доброго желания предохранить писателя от себялюбия, от застоя. Отсюда и название книги — «Приглашение на стеклянную гору». «Стеклянная гора» — это образ постоянного движения к мастерству, это путь к нему, путь, мучительно трудный, но единственно правильный. Определяя замысел книги, автор заявляет, что она исходила в оценке писательского труда из его общественной значимости, немыслимого без неустанной борьбы за Мастерство.

Суждения и оценки, выносимые авторам, заставляют задуматься, они укрепляют в пишущем человеке нравственную стойкость, без которой невозможно движение к Мастерству. В каждом писателе, рассматривающем глубоко и серьезно свое призвание, книга вызовет одну и ту же реакцию —  поиск, неутомимый творческий поиск — то непременное условие писательского труда, без которого немыслимо создание нужной для читателя книги.

Т. П. Батурина ведет на протяжении уже многих лет научно-педагогическую работу в Ставропольском педагогическом институте. Отличительной чертой ее как педагога является требовательность, которая сочетается с настойчивым и искренним желанием не только дать студентам глубокие знания, но и научить их самостоятельной работе, выработать у них творческое мышление, воспитать культуру труда. Студенты отвечают на это глубоким уважением и признательностью. Педагогическая работа Т. П. Батуриной отмечена Знаком отличника народного просвещения.

Пройдена половина жизненного пути. Впереди еще много дел, забот, исканий. Но несомненно, что и вторая половина жизни даст новые достижения, ибо Т. П. Батурина — неутомимый труженик.

К. Черный